Главная » Статьи » Мои статьи

Инновационные технологии как инструмент воспитания культуры чтения гимназистов в условиях стандартизации образования

Успешность современного человека, результаты его учебной деятельности всё в большей степени  определяются уровнем его готовности самостоятельно добывать знания.     

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, нацелены именно на успешность ученика, на повышение качества образования, обеспечение  единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Роль, которую способны сыграть образовательные стандарты второго поколения в упрочении и развитии школьных библиотек, трудно переоценить, они обязывают переосмыслить философию организации библиотечного дела в общеобразовательных учреждениях. Школьная библиотека рассматривается в стандартах как одно из обязательных условий их реализации.

Если совершить экскурс в недавнее прошлое, то надо заметить, что в документах федерального значения на протяжении многих лет наличие библиотеки в учебных заведениях никак не было обозначено. Закон «Об образовании» с многочисленными дополнениями и поправками так и не ввел в образовательную документную среду упоминание о библиотеках.  Аналогичная ситуация была и с «Типовым положением об ОУ» 2001 года.

И только сейчас, в Новых ФГОС, школьные библиотеки не обойдены вниманием. В новом Стандарте начального общего образования, в пункте 27 отмечена роль школьной библиотеки.

В «Федеральном Государственном Образовательном Стандарте основного общего образования» также есть пункт 27, в котором говорится об учебно-методическом и информационном обеспечении реализации основной образовательной программы.

Очень отрадно, что в стандарт заложены Нормы размера площадей с учётом СанПиН,  требования об обязательном техническом оснащении библиотеки, в т.ч. и библиотечной мебелью.

Школьная библиотека - одно из условий реализации новых  ФГОС и она  необходима школе в качестве библиотечно-информационных центров (БИЦ), являющихся важным  компонентом учебного процесса.

Таким образом, складывается новая  философия школьных библиотек в контексте новой парадигмы образования, т.е. развития библиотеки как важнейшего когнитивного ресурса инновационного образовательного процесса в школе, центрального мозга школы. Школьные библиотеки призваны наглядно представлять неразрывную связь учебы, образования с многообразными источниками информации: от книги до Интернета; формировать умение учиться, добывать информацию; составлять Банк данных Интернет-ресурсов по предметам  аннотациями; осуществлять доступ на единый портал национального библиотечного ресурса Оцифровка книг, на создание которого в бюджете на 2011 год выделено порядка 100 миллионов рублей. Выход на портал читателю будет доступен только из стен библиотеки. И возможности школьных библиотек должны этому соответствовать.

 В Образовательном стандарте четко прослеживается мысль, что библиотека  должна измениться. Но библиотека – лицо неодушевленное. Значит ли это, что измениться должен библиотекарь?

Конечно. Требования к школьным библиотекарям существенно изменились. В ФГОС признается то, что библиотекари являются в ОУ ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность получения любой информации, реального повышения уровня информационной культуры.

            В МОАУ «Лингвистическая гимназия» города Кирова ещё 2007 году была выработана  модель новой библиотеки – библиотечно-информационный центр (БИЦ). Модель представлена была в форме проекта на 1 Областном образовательном форуме (диплом 3 степени). Это наиболее доступный вариант модернизации для образовательных учреждений, это целостная информационная медиасистема всеобъемлющих служб. В структуре Библиотечно-информационного центра равноправные подразделения: библиотека (+медиатека),  медиакласс в формате читального зала, учебный ресурсный центр, редакционно-издательский отдел, видеолаборатория, сектор сайтостроения. Имеется отдельное помещение для учебников (книгохранилище). Разработано положение о БИЦ, функциональные обязанности сотрудников БИЦ.

Таким образом, функции БИЦ в ЛГ расширили возможности  традиционной библиотеки гимназии. Технические возможности БИЦ используются для проведения уроков в медиаклассе и превращают традиционные уроки в более эффективные занятия, более зрелищные, соответствующими требованиям новых образовательных стандартов.

Ресурсы БИЦ активно используются в дистанционном обучении и олимпиадах.

Важно, что в созданном БИЦ, библиотека остается базовым компонентом. Здесь организовано и информационное обслуживание, и повышение информационной культуры читателя. БИЦ гимназии – реальный вариант построения новой информационно среды в ОУ.

Педагог-библиотекарь - активный участник инновационного преобразования образовательного процесса. Несмотря на изменение названия, он выполняет прежний функционал заведующей библиотекой, является активным участником  педсоветов и, кроме того: руководит  БИЦ, является: членом  жюри гимназических научно-практических конференциях, ответственным участником  межрегиональных видеоконференций, редактором гимназической газеты. Библиотекарь гимназии проводит занятия спецкурса «Основы информационной культуры школьника» для учащихся 1-9 классов по главным направлениям: Информационные ресурсы общества и информационная культура; Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их  решения; Аналитическая обработка источников информации в учебной и научно- познавательной деятельности учащихся; Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся;     Информационная культура и новые информационные технологии;     Информационная культура и новые информационные технологии.

Опыт создания БИЦ гимназии был представлен на международных и всероссийских научно-практических конференциях, на городских и областных семинарах  для  библиотекарей ОУ с целью акцентирование внимания на важность умелого внедрения инноваций, осваивание новых библиотечных и информационных технологий: «Библиотечно-информационный центр гимназии – новая информационная среда для учащихся и педагогов» (2008 г.),  «Инновационные технологии  как одно из направлений  воспитания культуры чтения  в условиях  библиотеки образовательного учреждения» (2009 г.),  «Инновационная деятельность гимназической библиотеки в условиях БИЦ» (2010 г.). На городском педагогическом фестивале  «Наша новая школа: взгляд в будущее» (2011 год) Караваева Елена Аркадьевна  за обобщение опыта работы библиотеки в рамках БИЦ отмечена Диплом лауреата в номинации «Обновление образовательных стандартов».

Сегодня можно констатировать, что гимназическая библиотека в рамках БИЦ, оставаясь детской библиотекой, интенсивно развивает информационные и педагогические функции, выводящие ее деятельность на уровень требований современной школы.

И очень современны те предпринимаемые усилия со стороны педагогической науки и практики, со стороны областного Правительства и государства в целом относительно ШБ.

Через весь ФГОС красной нитью проходит: образовательные учреждения призваны в условиях развитого информационного пространства, формировать умение добывать информацию, работать с информацией, извлекать из нее необходимые знания.

Так важно в современных условиях повернуться лицом к школьной библиотеке, оценить ее педагогический потенциал и возможности как учебной информационной среды, потому что современная школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты — это гарант реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения.

Радует, что в образовательных стандартах начальной и средней школы в пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки, т.е. необходимость библиотеки как территории активного познания через творческое чтение,  государством понимается.

                          

Библиография

1.                  Аницына Т. Педагог-библиотекарь. Размышления о новой должности. // Библиотека в школе, 2012,  № 02. – С. 10–11.

2.                                     Браже Т.Г. Школьный библиотекарь как андрагог/ Т.Г.Браже // Школьная библиотека.  – 2003. - №2.- С.19.

3.                                     Жукова Т.Д. Состояние и проблемы развития школьных библиотек России/ Т.Д. Жукова //Школьная библиотека. – 2009. - № 10. – С. 8-13.

4.                  Иванова Е. Будущее библиотек. Год 2020. //Библиотека в школе, 2012,  – № 05. – С. 19–20.

5.                  Иванова Е. Педагог-библиотекарь. Дороги, которые мы выбираем. //Библиотека в школе, 2012,  – № 11. – С. 13–15.

6.                  Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности» // Школьная библиотека. – 2005. - № 8. – С.40.

7.                                     Караваева Е.А. Библиотекарь – это не просто профессия. Это состояние души: Сценарий вечера, посвященного профессии «школьный библиотекарь» // Школьная библиотека, 2005. - № 4.- С. 45

8.                                     Караваева Е. А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности» // Школьная библиотека. – 2006.- № 1.- С. 18-24.

9.                  Козлова О. О рубке леса, летящих щепках и чемодане без ручки : Объединение школ: где окажется педагог-библиотекарь? / О. Козлова // Библиотека в школе. – 2012. – № 11. – С. 39–43. – (Методический день).

10.       Современная библиотека в школе: материалы для библиотечных работников общеобразовательных учреждений /сост. и ред. О.В. Козлова. – М.: Локус-Пресс, 2003. – 144 с.

11.       Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: методический словарь-справочник для библиотекарей/ И.И. Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 248 с.

12.  Чудинова В.П. Дети и информация: Государственная Дума рассмотрела законопроект, посвященный проблеме информационной безопасности детства //Школьная библиотека. - 2005. - №6. - C. 26-38

Категория: Мои статьи | Добавил: Elena (07.03.2014)
Просмотров: 161 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 ppu-pro_jal  
0
Наша команда опытных мастеров готова предоставлять вам инновационные приемы, которые не только ассигнуруют надежную защиту от холодных воздействий, но и подарят вашему собственности модный вид.
Мы деятельны с новыми средствами, подтверждая долгосрочный запас службы и прекрасные итоги. Утепление фасада – это не только сбережение на тепле, но и трепет о окружающей природе. Энергосберегающие методы, каковые мы применяем, способствуют не только своему, но и сохранению природы.
Самое основополагающее: <a href=https://ppu-prof.ru/>Стоимость работ по утеплению и отделке фасада</a> у нас начинается всего от 1250 рублей за квадратный метр! Это доступное решение, которое преобразит ваш резиденцию в реальный комфортный локал с минимальными затратами.
Наши проекты – это не лишь теплоизоляция, это созидание площади, в где все деталь преломляет ваш уникальный модель. Мы примем все все твои пожелания, чтобы воплотить ваш дом еще более теплым и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>http://www.ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте труды о своем ларце на потом! Обращайтесь к экспертам, и мы сделаем ваш корпус не только более теплым, но и стильнее. Заинтересовались? Подробнее о наших делах вы можете узнать на официальном сайте. Добро пожаловать в сферу удобства и стандартов.

2 ppu-prof_et  
0
Наша группа искусных мастеров готова выдвинуть вам перспективные системы утепления, которые не только ассигнуруют надежную покров от холодильности, но и преподнесут вашему жилищу элегантный вид.
Мы деятельны с новейшими материалами, сертифицируя долгосрочный срок использования и блестящие результирующие показатели. Изоляция внешней обшивки – это не только экономия тепла на тепле, но и заботливость о экосистеме. Экономичные разработки, какие мы внедряем, способствуют не только дому, но и сохранению природной среды.
Самое центральное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Утепление дома снаружи цена квадратного метра</a> у нас открывается всего от 1250 рублей за квадратный метр! Это доступное решение, которое преобразит ваш домашний уголок в фактический душевный район с небольшими затратами.
Наши произведения – это не только изолирование, это создание территории, в где все компонент символизирует ваш собственный образ. Мы примем во внимание все все ваши пожелания, чтобы преобразить ваш дом еще еще больше комфортным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>http://www.ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте заботу о своем доме на потом! Обращайтесь к экспертам, и мы сделаем ваш дом не только согретым, но и моднее. Заинтересовались? Подробнее о наших проектах вы можете узнать на интернет-портале. Добро пожаловать в мир комфорта и высоких стандартов.

1 ppu-prof_et  
0
Наша команда квалифицированных мастеров находится в готовности выдвинуть вам актуальные системы утепления, которые не только подарят надежную безопасность от холода, но и подарят вашему жилищу трендовый вид.
Мы трудимся с новейшими веществами, обеспечивая продолжительный продолжительность службы и блестящие итоги. Изолирование внешнего слоя – это не только сокращение расходов на прогреве, но и ухаживание о окружающей природе. Энергоэффективные технологии, какие мы используем, способствуют не только твоему, но и сохранению природы.
Самое основное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Стоимость метра утепления фасада</a> у нас составляет всего от 1250 рублей за квадратный метр! Это доступное решение, которое метаморфозирует ваш домашний уголок в подлинный тепловой местечко с минимальными расходами.
Наши примеры – это не лишь теплоизоляция, это формирование помещения, в где все аспект показывает ваш особенный моду. Мы примем в расчет все ваши пожелания, чтобы осуществить ваш дом еще еще более комфортным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>http://ppu-prof.ru/</a>
Не откладывайте труды о своем доме на потом! Обращайтесь к мастерам, и мы сделаем ваш жилище не только тепличным, но и моднее. Заинтересовались? Подробнее о наших услугах вы можете узнать на веб-сайте. Добро пожаловать в пространство комфорта и качественной работы.

Имя *:
Email *:
Код *: