Главная » Статьи » Мои статьи |
Успешность современного человека, результаты его учебной деятельности всё в большей степени определяются уровнем его готовности самостоятельно добывать знания. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, нацелены именно на успешность ученика, на повышение качества образования, обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Роль, которую способны сыграть образовательные стандарты второго поколения в упрочении и развитии школьных библиотек, трудно переоценить, они обязывают переосмыслить философию организации библиотечного дела в общеобразовательных учреждениях. Школьная библиотека рассматривается в стандартах как одно из обязательных условий их реализации. Если совершить экскурс в недавнее прошлое, то надо заметить, что в документах федерального значения на протяжении многих лет наличие библиотеки в учебных заведениях никак не было обозначено. Закон «Об образовании» с многочисленными дополнениями и поправками так и не ввел в образовательную документную среду упоминание о библиотеках. Аналогичная ситуация была и с «Типовым положением об ОУ» 2001 года. И только сейчас, в Новых ФГОС, школьные библиотеки не обойдены вниманием. В новом Стандарте начального общего образования, в пункте 27 отмечена роль школьной библиотеки. В «Федеральном Государственном Образовательном Стандарте основного общего образования» также есть пункт 27, в котором говорится об учебно-методическом и информационном обеспечении реализации основной образовательной программы. Очень отрадно, что в стандарт заложены Нормы размера площадей с учётом СанПиН, требования об обязательном техническом оснащении библиотеки, в т.ч. и библиотечной мебелью. Школьная библиотека - одно из условий реализации новых ФГОС и она необходима школе в качестве библиотечно-информационных центров (БИЦ), являющихся важным компонентом учебного процесса. Таким образом, складывается новая философия школьных библиотек в контексте новой парадигмы образования, т.е. развития библиотеки как важнейшего когнитивного ресурса инновационного образовательного процесса в школе, центрального мозга школы. Школьные библиотеки призваны наглядно представлять неразрывную связь учебы, образования с многообразными источниками информации: от книги до Интернета; формировать умение учиться, добывать информацию; составлять Банк данных Интернет-ресурсов по предметам аннотациями; осуществлять доступ на единый портал национального библиотечного ресурса Оцифровка книг, на создание которого в бюджете на 2011 год выделено порядка 100 миллионов рублей. Выход на портал читателю будет доступен только из стен библиотеки. И возможности школьных библиотек должны этому соответствовать. В Образовательном стандарте четко прослеживается мысль, что библиотека должна измениться. Но библиотека – лицо неодушевленное. Значит ли это, что измениться должен библиотекарь? Конечно. Требования к школьным библиотекарям существенно изменились. В ФГОС признается то, что библиотекари являются в ОУ ключевыми фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность получения любой информации, реального повышения уровня информационной культуры. В МОАУ «Лингвистическая гимназия» города Кирова ещё 2007 году была выработана модель новой библиотеки – библиотечно-информационный центр (БИЦ). Модель представлена была в форме проекта на 1 Областном образовательном форуме (диплом 3 степени). Это наиболее доступный вариант модернизации для образовательных учреждений, это целостная информационная медиасистема всеобъемлющих служб. В структуре Библиотечно-информационного центра равноправные подразделения: библиотека (+медиатека), медиакласс в формате читального зала, учебный ресурсный центр, редакционно-издательский отдел, видеолаборатория, сектор сайтостроения. Имеется отдельное помещение для учебников (книгохранилище). Разработано положение о БИЦ, функциональные обязанности сотрудников БИЦ. Таким образом, функции БИЦ в ЛГ расширили возможности традиционной библиотеки гимназии. Технические возможности БИЦ используются для проведения уроков в медиаклассе и превращают традиционные уроки в более эффективные занятия, более зрелищные, соответствующими требованиям новых образовательных стандартов. Ресурсы БИЦ активно используются в дистанционном обучении и олимпиадах. Важно, что в созданном БИЦ, библиотека остается базовым компонентом. Здесь организовано и информационное обслуживание, и повышение информационной культуры читателя. БИЦ гимназии – реальный вариант построения новой информационно среды в ОУ. Педагог-библиотекарь - активный участник инновационного преобразования образовательного процесса. Несмотря на изменение названия, он выполняет прежний функционал заведующей библиотекой, является активным участником педсоветов и, кроме того: руководит БИЦ, является: членом жюри гимназических научно-практических конференциях, ответственным участником межрегиональных видеоконференций, редактором гимназической газеты. Библиотекарь гимназии проводит занятия спецкурса «Основы информационной культуры школьника» для учащихся 1-9 классов по главным направлениям: Информационные ресурсы общества и информационная культура; Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения; Аналитическая обработка источников информации в учебной и научно- познавательной деятельности учащихся; Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся; Информационная культура и новые информационные технологии; Информационная культура и новые информационные технологии. Опыт создания БИЦ гимназии был представлен на международных и всероссийских научно-практических конференциях, на городских и областных семинарах для библиотекарей ОУ с целью акцентирование внимания на важность умелого внедрения инноваций, осваивание новых библиотечных и информационных технологий: «Библиотечно-информационный центр гимназии – новая информационная среда для учащихся и педагогов» (2008 г.), «Инновационные технологии как одно из направлений воспитания культуры чтения в условиях библиотеки образовательного учреждения» (2009 г.), «Инновационная деятельность гимназической библиотеки в условиях БИЦ» (2010 г.). На городском педагогическом фестивале «Наша новая школа: взгляд в будущее» (2011 год) Караваева Елена Аркадьевна за обобщение опыта работы библиотеки в рамках БИЦ отмечена Диплом лауреата в номинации «Обновление образовательных стандартов». Сегодня можно констатировать, что гимназическая библиотека в рамках БИЦ, оставаясь детской библиотекой, интенсивно развивает информационные и педагогические функции, выводящие ее деятельность на уровень требований современной школы. И очень современны те предпринимаемые усилия со стороны педагогической науки и практики, со стороны областного Правительства и государства в целом относительно ШБ. Через весь ФГОС красной нитью проходит: образовательные учреждения призваны в условиях развитого информационного пространства, формировать умение добывать информацию, работать с информацией, извлекать из нее необходимые знания. Так важно в современных условиях повернуться лицом к школьной библиотеке, оценить ее педагогический потенциал и возможности как учебной информационной среды, потому что современная школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты — это гарант реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения. Радует, что в образовательных стандартах начальной и средней школы в пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки, т.е. необходимость библиотеки как территории активного познания через творческое чтение, государством понимается.
Библиография 1. Аницына Т. Педагог-библиотекарь. Размышления о новой должности. // Библиотека в школе, 2012, № 02. – С. 10–11. 2. Браже Т.Г. Школьный библиотекарь как андрагог/ Т.Г.Браже // Школьная библиотека. – 2003. - №2.- С.19. 3. Жукова Т.Д. Состояние и проблемы развития школьных библиотек России/ Т.Д. Жукова //Школьная библиотека. – 2009. - № 10. – С. 8-13. 4. Иванова Е. Будущее библиотек. Год 2020. //Библиотека в школе, 2012, – № 05. – С. 19–20. 5. Иванова Е. Педагог-библиотекарь. Дороги, которые мы выбираем. //Библиотека в школе, 2012, – № 11. – С. 13–15. 6. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности» // Школьная библиотека. – 2005. - № 8. – С.40. 7. Караваева Е.А. Библиотекарь – это не просто профессия. Это состояние души: Сценарий вечера, посвященного профессии «школьный библиотекарь» // Школьная библиотека, 2005. - № 4.- С. 45 8. Караваева Е. А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности» // Школьная библиотека. – 2006.- № 1.- С. 18-24. 9. Козлова О. О рубке леса, летящих щепках и чемодане без ручки : Объединение школ: где окажется педагог-библиотекарь? / О. Козлова // Библиотека в школе. – 2012. – № 11. – С. 39–43. – (Методический день). 10. Современная библиотека в школе: материалы для библиотечных работников общеобразовательных учреждений /сост. и ред. О.В. Козлова. – М.: Локус-Пресс, 2003. – 144 с. 11. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: методический словарь-справочник для библиотекарей/ И.И. Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 248 с. 12. Чудинова В.П. Дети и информация: Государственная Дума рассмотрела законопроект, посвященный проблеме информационной безопасности детства //Школьная библиотека. - 2005. - №6. - C. 26-38 | |
Просмотров: 178 | Комментарии: 10 | |
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||